Электронная библиотека

ростом России, к внимательнейшему исследованию ее прошлых судеб.

Обнародование актов, грамот, летописей и других памятников древней русской

письменности, вообще издания Археографической комиссии создают новую эпоху

в изучении русской истории и самым могущественным образом движут вперед

наше историческое сознание. В области отвлеченного умственного движения,

совершающегося преимущественно в Москве, влияние французских мыслителей и

вообще философии XVIII века сменяется более благотворным, хотя иногда и

очень поверхностным воздействием на русские умы германской науки и

философии. Русская мысль трезвеет и крепнет в строгой школе приемов

немецкого мышления и также пытается стать в сознательное, философское

отношение к русской народности. С одной стороны, вырабатывается целая

стройная доктрина, как продукт высших просвещенных соображений, - что

спасение для России заключается в полнейшем отречении от всех народных,

исторических, бытовых и религиозных преданий; во главе этого направления

стоит Чаадаев. С другой, сначала одиноко и большей частью еще в стихах,

раздается протест Хомякова; к нему примыкает постепенно целая дружина

молодых людей - из последователей Гегелевой философии, а потом и несколько

самостоятельных мыслителей, как Киреевские и другие. Общество распадается

на два стана: "западников" и "восточников"; за последними утверждается

прозвище "славянофилов", данное им в насмешку петербургской журналистикой.

Завязывается сильная, запальчивая борьба в печати, в рукописи, в устных

беседах, в частных домах, на общественных сборищах и университетских

кафедрах. Славянофилы устремляются к изучению русской народности во всех ее

проявлениях, к раскрытию ее внутреннего содержания, к наследованию ее

коренных духовных и гражданских стихий. Они, по выражению Хомякова,

"допрашивают духа жизни", сокрытого в нашем былом и хранящегося еще .в

настоящем, то есть в простом русском народе. Они усматривают в нем, в этом

"духе жизни", и в православном вероисповедании новые просветительные начала

для человечества, указывают на новые своеобразные основания для социального

и политического строя. Протестуя против деспотизма петровского переворота и

против всяческого насилия над народной жизнью, они требуют для русской

земли свободы органического развития, признания прав самой жизни, уважения,

к русской народности и к народу (не к народу вообще, чем пробавлялись

многие наши демократы, отворачиваясь от русского мужика или стараясь

обманом и силой уподобить его заграничным демократическим образцам, а

именно к русскому народу и его бытовым основам). Вместе с тем, обвиняя

русское образованное общество в разрыве с историческими народными

преданиями, в нравственной измене своей стране, обличая скудость и

непроизводительность перенятого им, в духе рабства и подражания, западного

просвещения, - славянофилы проповедуют необходимость, право и обязанность

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки