Электронная библиотека

обновление возможно для Запада только в возвращении к древнему вселенскому

преданию и древнему церковному единству. Эту мысль свою он исповедует

гласно, пред всем миром, в статье, напечатанной в парижском журнале ("La

Papaut? et la Question Romaine" ("Папство и римский вопрос"). - "Revue des

Deux Mondes", 1850 г.) и если не убедившей, то поразившей европейскую

публику необычной, даже для нее, талантливостью, глубиной, смелостью мысли

и мастерством изложения. Чаадаев и его друзья-"западники" признавали

западноевропейскую цивилизацию единственным идеалом в России и прогресс

этой цивилизации - высшей целью высших стремлений человеческого духа;

Тютчев обличал в этой цивилизации оскудение духовного начала и пророчил,

что, уклонясь от оснований веры, объязычившись и проникнувшись принципом

материализма, она дойдет до самоотрицания и до самозаклания. "Западникам",

наконец, будущее Западной Европы представлялось в самом розовом цвете, и в

ее революционных сотрясениях они усматривали поступательное движение

вперед, сулили в грядущем благо всему человечеству; Тютчев объявлял начало

революционной эре в Европе началом ее падения, принципом разрушительным, а

не созидательным, основанным на насилии, на отрицании, на самообожании

человеческогоnразума, и высказывал свои воззрения во всеуслышание всей

Европы в статье: "La Russie et la R?volution", напечатанной в Париже,

статье, которая произвела за границей сильное впечатление, которая в

извлечениях была два раза перепечатываема (с промежутком шести лет) в

"Revue des Mondes", - не забыта даже и теперь. "Западники", даже и

демократы, с презрением и глумлением относились к русскому простому народу;

а Тютчев сам, несомненно, питомец гордого и красивого Запада - вот что

способен был говорить про этот русский народ:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил благославляя...

И вот чего чаял он в будущем этому краю смирения и долготерпения, вот

с какими стихами обращался поэт к России во время последней Восточной

войны, когда почти вся христианская Западная Европа в союзе с мусульманами

и во имя цивилизации домогалась нашего уничижения и гибели:

...Ложь воплотилася в булат, -

Каким-то Божьим попущеньем,

Не целый мир, но целый ад

Тебе грозит ниспроверженьем.

Все богохульные умы,

Все богомерзкие народы

Со дна воздвиглись царства тьмы -

Во имя света и свободы!

Тебе они готовят плен,

Тебе пророчат посрамленье,

Ты - лучших будущих времен

Глагол, и жизнь, и просвещенье!

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки