Электронная библиотека

историческим, а потому в высшей степени полезным делом. Вот чего, в своей

близорукости, и не понимает эта критика, неспособная стать на историческую

точку зрения, прилагающая к нашим великим поэтам прошлой эпохи мерило злобы

нынешнего дня и осуждающая их именно, за то, что они были только поэты,

художники, а не политические и социальные деятели в духе новейших, быстро

меняющихся доктрин и теорий.

На рубеже этого периода искренности нашей поэзии стоит Лермонтов. По

непосредственной силе таланта он примыкает ко всему этому блестящему

созвездию поэтов, однако же стоит особняком. Его поэзия резко отделяется от

них отрицательным характером содержания. Нечто похожее (хотя мы и не думаем

их сравнивать) видим мы в Гейне, замкнувшем собой цикл поэтов Германии. От

отрицательного направления до тенденциозного, где поэзия обращается в

средство и отодвигается на задний план, один только шаг. Едва ли он уже не

пройден. На стихотворениях нашего времени уже не лежит, кажется нам, печати

этой исторической необходимости и искренности, потому что самая

историческая миссия стихотворства, как мы думаем, завершилась. Они могут

быть, они и действительно более или менее талантливы, но или звучат как

отголоски знакомого прошлого, уже лишенные прежнего обаяния, или же

преисполнены внешних, чуждых искусству тенденций.

Впрочем, при ненормальном ходе русского общественного развития, в виду

того, что наше просвещение далеко не выражает жизни нашего народного духа,

что не все струны народной души прозвучали, что самая стихотворная наша

форма была и есть заемная, - может быть, для русской поэзии еще настанет

период возрождения в новой, неведомой доселе, своеобразной, более народной

форме. Может быть: это не несомненная надежда, а только гадание.

Стихи Тютчева представляют тот же характер внутренней искренности и

необходимости, в котором мы видим исторический признак прежней поэтической

эпохи. Вот почему он и должен быть причислен к пушкинскому периоду, хотя,

по особенной случайности, его стихи проникли в русскую печать уже тогда,

когда почти отзвучали песни Пушкина и прочих наших поэтов, когда время

властительства поэзии над умами уже миновало. Десятками лет пережил Тютчев

и Пушкина, и весь его поэтический период, но оставался верен себе и своему

таланту. Не переставая быть "современнейшим из современников" по своему

горячему сочувствию к совершающейся кругом его жизни, он, среди диссонансов

новейшей поэзии, продолжал дарить нас гармонией старинного, но никогда не

стареющего, поэтического строя. Он был среди нас подобно мастеру какой-либо

старой живописной школы, еще живущей и творящей в его лице, но не

допускающей ни повторения, ни подражания.

Отметив эту общую историческую черту его поэзии, перейдем теперь к

особенностям его таланта.

Стихи Тютчева отличаются такой непосредственностью творчества,

которая, в равной степени по крайней мере, едва ли встречается у кого-либо

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки