Электронная библиотека

гражданской общественной жизни, при разрыве с своими собственными народными

и бытовыми преданиями: ни убеждений твердых, ни крепких нравственных основ

- вот чем была, по крайней мере в значительной части, русская общественная

среда. Велика заслуга наших поэтов уже в том, что они не только не погибли

в этой растлевающей обстановке, но еще умели и сами вознестись над нею, -

даровать и обществу силу подъема, и орудие воспитания в художественной

красоте своих произведений. Конечно, при этом немало было растрачено даром

богатства души, свежести чувства, времени... Нелегко было из "питомцев

Эпикура", "певцов пиров и сладострастья" - как они сами себя величали -

выбраться целым на путь высшего поэтического творчества: для этого надобно

было родиться Пушкиным. Приходится поистине изумляться упругости и мощи

этого гения, который - не благодаря, а вопреки всем внешним условиям -

успел в короткий срок своего поприща дойти до той художественной трезвости

и полноты, какую явил он в позднейших своих творениях. Но то ли еще

способен был дать нам этот великий художник, если б его воспитание было

иное, если б сама окружающая жизнь могла сообщить его духу иное содержание?

Как бы то ни было, но что вообще неприятно поражает в поэтах этой плеяды,

рядом с яркой красотой форм, звуков и образов, особенно в первой половине

их поэтической деятельности (у иных во второй) - это не только напускной

цинизм и хвастовство разгульной праздностью, не только нравственное

легкомыслие, суетность, фривольность (frivolit?), но некоторая, притом

очевидная, скудность образования и бедность мысли, одним словом, пустота

содержания.

Судьба Тютчева, как мы уже узнаем, была иная. Благодаря 22-летнему

пребыванию в Германии он не испытал влияния ни французского философского

материализма, ни русской тлетворной общественной среды. Впрочем, в нем не

видать было и немца, а видна была лишь печать глубокой всесторонней

образованности и замечательной возделанности ума и вкуса. Та же печать

лежит и на его стихотворениях, - чем и выделяются они из произведений

других русских поэтов.

Прежде всего, что бросается в глаза в поэзии Тютчева и резко, отличает

ее от поэзии ее современников в России - это совершенное отсутствие грубого

эротического содержания. Она не знает их "разымчивого хмеля", не воспевает

ни "цыганок" или "наложниц", ни ночных оргий, ни чувственных восторгов, ни

даже нагих женских прелестей; в сравнении с другими поэтами одного с ним

цикла, его муза может назваться не только скромной, но как бы стыдливой. И

это не потому, чтобы психический элемент - "любовь" - не давал никакого

содержания его поэзии. Напротив. Мы уже знаем, какое важное значение в его

судьбе, параллельно с жизнью ума и высшими призывами души, должно быть

отведено внутренней жизни сердца, - и эта жизнь не могла не отразиться в

его стихах. Но она отразилась в них только той стороной, которая одна и

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки