Электронная библиотека

имела для него цену, - стороной чувства, всегда искреннего, со всеми своими

последствиями: заблуждением, борьбой, скорбью, раскаянием, душевной мукой.

Ни тени цинического ликования, нескромного торжества, ветреной радости:

что-то глубоко-задушевное, тоскливо-немощное звучит в этом отделе его

поэзии. Мы уже довольно говорили об этом выше, очерчивая его личный

нравственный образ, и привели несколько его стихов. Чтобы еще точнее

определить мотив любви в его поэзии, приведем еще некоторые наиболее

характеристические пьесы, хоть в отрывках. Вот, например:

Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови -

И пуще пламенного гнева

Страшись поэтовой любви.

Его ты сердца не усвоишь

Своей младенческой душой,

Огня палящего не скроешь

Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия,

Не властен лишь в себе самом...

Невольно кудри молодые

Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит

Поэта суетный народ:

Он не стрелою сердце жалит,

А как пчела его сосет.

Твоей святыни не нарушит

Поэта чистая рука,

Но мимоходом жизнь задушит

Иль унесет за облака.

В другом стихотворении он говорит:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел, спроси и сведай,

Что уцелело от нея?..

И что ж от долгого мученья

Как пепл сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно, мы любим, и пр.

Или вот следующее стихотворение:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Укажем еще на пьесы: "С какою негою, с какой тоской влюбленной",

"Последняя любовь", "Я очи знал, о эти очи", "О не тревожь меня укорой

справедливой" и т. д. Если мы вспомним затем следующие стихи, которыми,

будто заключительным аккордом, повершается весь этот отдел стихотворений

"не властного в себе самом" поэта, именно:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые;

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть, -

то мы будем иметь полное понятие об этом мотиве его поэзии.

Но самое важное отличие и преимущество Тютчева - это всегда

неразлучный с его поэзией элемент мысли. Мыслью, как тончайшим эфиром,

обвеяно и проникнуто почти каждое его стихотворение. Большей частью мысль и

образ у него нераздельны. Мыслительный процесс этого сильного ума, свободно

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки