Электронная библиотека

мышления в чужеземной среде, поддержали пламя беспредельной любви к России,

сохранили духовную связь с родной землей и, как мы уже видели, воспитали в

нем способность сочувственного разумения тех высоких нравственных сторон

русской народности, которые в самой России постигались и ценились очень

немногими. Стихотворения: "На смерть Жуковского" и "Наш век" объясняют нам

уже приведенные прежде стихотворения: "Эти бедные селенья", "Тебе они

готовят плен", равно и некоторые другие, - и взаимно объясняются ими. Мы,

впрочем, не станем здесь ни выписывать, ни разбирать тех его поэтических

произведений, которые посвящены России или выражают его политические

убеждения и мечтания. Они отчасти уже нашли себе место в предшествовавшем

отделе нашего очерка, где мы именно старались показать читателям рост и

силу русской народной стихии в Тютчеве-европейце, - а некоторые будут

помещены нами ниже, в пояснение его политических статей. Хотя этих

стихотворений довольно много и иные высокого поэтического достоинства,

однако же не ими определяется значение Тютчева поэта с точки зрения

эстетической критики. Скажем здесь несколько слов только об общем характере

этих патриотических и политических стихотворений: в них (за исключением

двух-трех) менее всего слышится его внутреннее, духовное раздвоение, его

ирония, обращенная на самого себя, его нравственная тоска, а также и тот

особенный личный процесс поэтического творчества, который налагает такую

оригинальную печать на его поэзию и дает ей такую своеобразную прелесть.

Его политическое миросозерцание, его убеждения относительно исторической

будущности русского народа были, как мы уже знаем, тверды, цельны - до

односторонности, до страстности, а потому только в этом отделе

стихотворений и доходит он до торжественных, почти "героических" звуков,

столько вообще чуждых его поэзии. Для примера укажем на следующие даа

стихотворения: "Море и утес" и "Рассвет", которые оба блещут поэтическими

красотами, особенно последнее, но красотами несколько иного рода,

выделяющими обе пьесы из общего строя его поэтических творений.

Пьеса "Море и утес" написана в 1848 году, после Февральской революции

и, очевидно, изображает Россию, ее твердыню, среди разъяренных волн

западноевропейских народов, которые, вместе с всеобщим мятежом, были

внезапно объяты и неистовою злобою на Россию. Ничто так не раздражало

Тютчева, как угрозы и хулы на Русь со стороны иностранцев. Не знаем,

обратили ли эти стихи внимание на себя в свое время и были ли поняты в

смысле, нами объясненном (в 1848 году Тютчев еще продолжал ничего не

печатать); но трудно сомневаться в их настоящем значения, особенно ввиду

статьи "Россия и революция":

И бунтует и клокочет,

Плещет, свищет и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот!

Ад ли, адская ли сила,

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки