Электронная библиотека

все основы общественного быта страны) и исповедующих учение враждебное и противоположное. Естественно спросить - зачем они приходят в страну, под христианское знамя которой стать они не могут? Но им некуда деться, они голодны, сиры, везде и всюду гонимы. Христианская земля, руководствуясь духом своего учителя, дает им приют и средства существования, свободу внутренней и гражданской жизни. Больше этого она дать не может. Больше этого дать - было бы возможно только в таком случае, если предположить ложь с той или другой стороны, то есть - что или христиане лгут, именуя себя христианами, или евреи лгут, официально исповедуя закон Моисеев. На этой-то взаимной неискренности и основывается новейшее современное отношение христиан и евреев! Евреи пришли к христианам - хозяевам земли, в гости. Хозяева могут принять и даже уважить гостей, хотя и непрошеных, но не могут посадить их за свое хозяйское место и дать власть хозяйскую тем, которые проповедуют ниспровержение всякого хозяйского порядка; не могут предоставить им волю распоряжаться и управлять домом. "Но они не станут опровергать порядок, - возразят некоторые. - Они этого не проповедуют". Тут не место таким уверениям, ответит вам всякий честный язычник: лазить в чужую душу и экзаменовать частную совесть не приходится, а следует обратить внимание на штемпель, которым заклеймен человек, на вывеску, которую он носит, на знамя, под которым он стоит, на учение, которое он официально исповедует. Вам нет дела - искренне ли он его исповедует или лжет, но он от него не отрекся, следовательно, он продолжает его держаться, продолжает держаться начал, враждебных началам вашего народа, вашему знамени. Вопрос не о том, кто прав, кто не прав, а о том, в каком взаимном отношении должны находиться оба учения и исповедники этих учений, если они искренни.

Что сказал бы честный Брут, если бы, внезапно воскреснув, он был свидетелем взаимных учтивостей и нежностей поляков-католиков и евреев в Варшаве в прошлом году? Евреи, в припадке восторга, подносят католикам крест - эмблему распятия, распятия, совершенного евреями над тем, кого католики признают Богом. "Стало быть - евреи соглашаются со смыслом христианской эмблемы и уже отреклись от своего учения?" - спросил бы Брут. - Нисколько. Католики, со своей стороны, проливая слезы умиления, строят или дают деньги на постройку храма, синагоги, где должно раздаваться учение, противное Христову и христианству... "Стало быть - католики уже не исповедуют своего Христа?" - спросил бы Брут. - Нет, исповедуют, т.е. говорят, что исповедуют. Ксендз шествует с раввином, под ручку, в процессии... "Ведь они оба служители храмов, - спросит опять наивный Брут, - проповедники учений несовместимых, противоположных? Значит, один уступил другому, или оба убедились в лживости своих учений, или каждый признал истину учения, своему противоположного? Но ведь одно исключает другое? Как же это согласить?" - Нет, оба числятся, каждый при своей вере. - "Так это не честно! - воскликнет Брут. - Было бы в тысячу раз честнее и нравственнее, если бы католики

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки