Электронная библиотека

от правды. "Однако же, - возразят и уже возражали нам, - как же это? Столько веков народ терпел и вдруг, ни с того и с сего, да, еще так повально..?" Но не возникновению антиеврейских беспорядков в 1881 году следует удивляться, а разве народному долготерпению, до сих пор воздерживавшемуся от самовольной расправы! Понятно, впрочем, что с уничтожением крепостной зависимости народ и на нашем юге и западной окраине повыдвинулся из прежнего забитого состояния, стал сознательнее относиться к своему положению, по крайней мере приходить в некоторое гражданское самочувствие и даже задавать себе самому вопрос: почему же доселе не уничтожается та его зависимость от евреев, которая несравненно хуже и тяжелей крепостной? ..

Никакой другой причины беспорядков, кроме именно этого гнета евреев над населением, искать не следует. На том и сказывается : фальшивость нашего модного, не свободного духом "либерализма", что так называемая либеральная у нас печать приняла в еврейском " вопросе сторону угнетателей против угнетаемых, эксплуататоров: против эксплуатируемых, "капитала" против "рабочих" - одним словом, евреев против русского народа. Мы готовы объяснить такое поведение печати только совершенным невежеством, так как нет возможности поверить ни гуманности, ни либерализму, ни любви к прогрессу, ни христианским чувствам того, кто не изноет душой и сердцем при виде экономического и социального рабства, в котором находится у евреев в северо-западном и юго-западном крае русский сельский народ. Потому что настоящие хозяева и господа края - евреи: они составляют в нем, за совершенным почти недостатком местного русского купечества и вообще русского городского класса, нечто вроде среднего сословия, во всяком случае - класс, высящийся над народом...

Но если кому не привелось бывать в деревнях того края, пусть: прочтет хоть суждения и заключения по еврейскому вопросу южнорусских земств, недавно опубликованные: заметим при этом, что здесь дело идет о тех губерниях, где евреев сравнительно еще немного, так как там, где их всего больше - в трех украинских и в северо-западных губерниях, - земские учреждения еще не введены. Не отваживаясь в области теоретической отступить от общепринятой "либеральной" точки зрения, вышеупомянутые земства пользуются ею, однако, только как могучим аргументом для достижения своей практической цели, т.е. для того, чтоб как можно больше сбыть евреев из своих губерний. Рассуждения их в сущности такого рода: "Во имя-де таких-то высших начал необходимо даровать евреям право свободного расселения, и это для нас очень кстати, потому что нас они совсем одолели; перенеся же язву "за черту еврейской оседлости", сами мы от этой язвы, наверное, несколько пооблегчимся; а что они язва - тому прилагаются доказательства". Между тем само же Херсонское губернское земство, собравшее о евреях обстоятельные статистические данные, пишет, что "в руках евреев, при незначительном их числе по отношению к общему числу жителей, очутились все главные виды торговли в Херсонской губернии". Стало быть, зло вовсе не в одной

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки