Электронная библиотека

те же голословные отрицания несомненных, ведомых всем и бьющих в глаза фактов. Этого приема, впрочем, придерживаются не одни иудеи, но и те из наших публицистов, которые из гуманизма или по другим побуждениям готовы были бы как светлый праздник приветствовать тот день, когда бы на всех местах мировых судей и посредников нашего южного и западного края воссели иудеи судить и рядить христианское население! Такой способ защиты, однако же, никого серьезно не убеждает и не только никому не пользует, но еще пуще вредит и евреям и христианам. Если ему и удается иногда сбить с толку общественное мнение и убаюкать встревожившуюся было мысль людей, состоящих во власти, то евреи же первые не замедлят нарушить сызнова общественное и административное самообольщение. И именно потому, что сами-то евреи нисколько не изменяются, да и не видят никакой надобности меняться, рассчитывая на силу своих капиталов, на защиту своих покровителей в администрации и прессе, на неизменную возможность всегда, во всякое время, с немалою для себя выгодою эксплуатировать либеральные наклонности русского общества. И опять повторится все то же! Опять взрыв грубой силы, вторгшейся в status guo еврейского вопроса, - эта ultima ratio, остающаяся бедному христианскому населению, - опровергнет внезапно маниловские мечты наших бюрократов и публицистов о дружном, "в настоящее просвещенное время", сожитии христиан и евреев, а потом либеральная маниловщина снова возьмет свое, правда фактов затянется снова плесенью либеральных общих мест и обмана, и еврейский вопрос опять отложится в архив без разрешения до новых более грозных напоминаний!

Новым интересным образчиком трогательного союза русского либерализма с национально-религиозными задачами евреев (вовсе не либерального свойства) может служить помещенная в том же N названной нами еврейской газеты, где редакция не опровергает, а только бранится по поводу наших статей, - выписка из русской газеты "Екатеринославский Листок". Какой-то местный мыслитель - по всей вероятности русский снедаемый провинциальным честолюбием блеснуть перед столицами широтою и оригинальностью взглядов, - издевается над столичными писателями, которые, как претенциозно выражается автор, "nervus vivendi погромов видят в экономическом гнете и еврейской эксплуатации". Все это, возглашает он, выдумки "иудофобствующих борзописцев", так как погромы чинили "пришлые элементы, или великорусы, местный же элемент только приставал"; поэтому истинная и единственная причина погромов, - уверяет екатеринославский неборзописец, - заключается "в расовых капризах", т.е. в своенравном нерасположении одной расы (в настоящем случае великорусской) к чужой расе, к которой первая не успела присмотреться, но которая бросается в глаза по своей внешности!.. Подумаешь, право, что великорусы только со вчерашнего дня стали посещать Новороссийские губернии и что им у себя дома ни с какими чужими расами сталкиваться не приходилось! Не проявляется же у них никаких капризов при лицезрении немецких колонистов на нашем юге!

Впрочем, участия их в погромах

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки