Электронная библиотека

Аксаков Иван Сергеевич

Речь о А. С. Пушкине

Сорок три года тому назад такими, между прочим, стихами проводил

Пушкина в могилу один из лучших и умнейших наших поэтов, Тютчев:

Тебя как первую любовь

России сердце не забудет... {1}

Это не общее место. Это верно схваченная, и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_а_я,

выдающаяся черта отношений к Пушкину русского общества. В самом деле, наша

связь с ним не какая-либо рассудочная, на отвлеченной оценке основанная, а

сердечная. теплая, живая связь любви и до сих пор. Такой связи не было и нет

у русского общества ни с одним поэтом. Одним ли художественным достоинством

и значением Пушкина в искусстве в_о_о_б_щ_е может быть объяснена такая

живость и прочность сочувствия? Не таятся ли причины этого явления еще в

чем-либо другом: в его историческом для нас значении, в самих

п_с_и_х_и_ч_е_с_к_и_х свойствах его художественной природы, в той народной

стихии, наконец, которой вся обвеяна и согрета его поэзия?

Пушкин не только наша неизменная любовь, но еще и п_е_р_в_а_я любовь.

На заре нашего народного самосознания русское общество в нем впервые

познало, говоря его же стихом, тот "первый пламень упоенья", который

оставляет неизгладимый след в благодарной памяти сердца. А память сердца в

жизни исторического народа не исчерпывается сроком нескольких поколений.

Таково свойство высоких созданий вполне искреннего искусства, что они на

вечные времена запечатлеваются духом истины, духом жизни, давшим им бытие.

Таково свойство и созданий Пушкина. На их художественной вековечной прелести

лежит еще и неотъемлемая, вечная же и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_а_я печать весны и

ее свежести, какой-то новоявленной радости, первого озарения русских сердец

светом неложного русского искусства.

Отчего же "неложного"? Отчего, говоря о Пушкине как о поэте, мы все,

без различия, сознательно и невольно, прибавляем эпитет: "истинно русский",

"истинно народный"? Зачем нужна эта оговорка? В чем именно смысл той

исторической минуты, печать которой легла на его творениях?..

Есть такие счастливые на земле страны, где совершенно праздны, да и

немыслимы, вопросы: народен или ненароден такой-то поэт или писатель?! где

нет погони за "народностью", где народность есть именно та самая стихия,

которой о_б_р_а_з_о_в_а_н_н_ы_й, органически правильно сложившийся слой

народа (т<о> е<сть> - общество) естественно живет, движется и творит, -

которая, другими словами, проявляет себя свободно и разнообразно в личной

сознательной деятельности народных единиц: и в искусстве, и в науке, и в

жизни!.. В тех счастливых странах народность в литературе познается не по

внешним приметам, не по употреблению только, например, простонародного

говора, не по выбору содержания из простонародного быта, не по тому,

СкачатьСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(C) 2009 Электронные библиотеки