Электронная библиотека

правды, и как эта правда согрета и освещена теплым светом сочувствия, но в

то же время ограждена в читателе от ложной окраски тонкою, незлобивою

и_р_о_н_и_е_й! Вот эта способность ш_у_т_к_и, это присутствие иронии в уме -

тоже коренная, народная черта истинно русского человека: это постоянно

присущий русскому человеку антидот {18} против всякой излишней, а потому и

фальшивой идеализации и против собственного самообольщения. Такая ирония -

свойство широкого ума - не есть "отрицание" и не противоречит любви. Она

дает лишь усматривать человеку, в свете любви, оборотную, юмористическую

сторону иной истины, отразившуюся вместе с положительной ее стороной в

явлениях ли жизни, в собственной ли душе. Такой грациозной шуткой и доброй

умной иронией, прикрывающей иногда легкой формой, глубокую серьезную мысль и

целую перспективу мыслей, обилует поэзия Пушкина, особенно же "Евгений

Онегин" и именно в изображении "героев". Татьяна, например, о которой он сам

сказал:

...Я так люблю

Татьяну милую мою {19},

является в самом реальном освещении "барышней уездной"

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках,

и в то же время с книжкою гаданий и снов Мартына Задеки, с простонародными

страхами и суевериями. Начертанное с искренним сочувствием изображение

Ленского, этого возвышенного душою поэта, предназначенного такой

трагической участи, вводится самим автором в должные размеры двумя стихами:

Он пел поблеклый жизни цвет -

Без малого в осьмнадцать лет...

Пушкин не был поэтом "отрицания", - но не потому, что был не способен

видеть, постигать отрицательные стороны жизни и оскорбляться ими, но потому,

прежде всего, что не таково было его призвание, как художника; что ему дан

был от природы иной талант: усматривать в явлении предпочтительно его

положительные, человечные черты и на них предпочтительно отзываться, минуя

те стороны, где даже ирония не у места, где уже нужен бич сатиры (требующий

специального дара) или вмешательство власти. Так, из истории Петра Великого

он останавливается на пире, заданном Петром в честь примирения его с

подданными, из деяний Наполеона - на его посещении чумных в Яффе {20}. Еще

потому, может быть, что Пушкин своим русским умом и сердцем шире понимал

живнь, чем многие писатели, окрашивающие ее явления сплошною черною краскою.

Здесь же, кстати, можно привести и собственные слова Пушкина в одной из его

журнальных статей: "Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет

любви" {Сочин. Пушкина, изд. 1870 г., т. V, стр. 421 {21}.}.

Да кстати припомним, что он первый понял, первый оцепил и взлелеял

Гоголя.

Что особенно поражает в Пушкине и является также русскою психическою

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(C) 2009 Электронные библиотеки