Электронная библиотека

Эта, бесспорно из всех героинь Пушкина им наиболее любимая и чтимая,

остается, как известно, верна своему долгу. Такая простая по-видимому, но в

сущности трагическая нравственная развязка романа навлекла и на Пушкина, и

даже на бедную Татьяну упреки некоторых русских критиков, так что со стороны

Пушкина это был своего рода смелый поступок художественной правды!

При всех таких русских свойствах поэзии Пушкина можно ли толковать

с_е_р_ь_е_з_н_о о каком бы то ни было влиянии на него Байрона? Не было

гениев более друг другу, по природе своего творчества, противоположных.

Впечатлительный Пушкин, разумеется, восхищался Байроном, мог даже увлекаться

им временно и называть его властителем дум (впрочем, не лично своих, а

"наших", т<о> е<сть> века), мог иногда заимствовать у него какую-либо

внешнюю черту или форму, именно в "Бахчисарайском фонтане" (на что и сам

указывает), но Пушкин же и судил его строго. Он называет Байрона "поэтом

гордости", "мрачным как море" {25}. Пушкин же был поэтом дневного белого

света, а личной гордости в нем нет и тени. Но уж чему он вовсе не был

причастен, так это б_а_й_р_о_н_и_з_м_у, т<о> е<сть> тому направлению в умах

и жизни, которое было навеяно мощной, субъективной поэзией Байрона. Он

обличил и осудил это направление и в лице Алеко в "Цыганах" ("гордого

человека", который "лишь для себя хочет воли"), и в лице самого Онегина (как

я уже говорил), этого "москвича в гарольдовом плаще", вечно, по словам

Пушкина же, "преданного безделью" и "томящегося душевной пустотой". Но нигде

так гениально, умно, метко и притом сжато не заклеймен этот тип со всеми

своими разветвлениями (долго и потом лелеянный в нашем обществе и

литературе), как в следующих стихах. Онегин оставил у себя в библиотеке

только

Певца Гяура и Жуана,

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век,

И современный человек

Изображен довольно верно:

С его безнравственной душой.

С_е_б_я_л_ю_б_и_в_о_й и с_у_х_о_й,

М_е_ч_т_а_н_ь_ю п_р_е_д_а_н_н_о_й б_е_з_м_е_р_н_о,

С е_г_о о_з_л_о_б_л_е_н_н_ы_м у_м_о_м,

К_и_п_я_щ_и_м в д_е_й_с_т_в_и_и п_у_с_т_о_м! {26}

Много и прекрасно было говорено об о_б_ъ_е_к_т_и_в_н_о_с_т_и Пушкина,

т<о> е<сть> об этой способности постигать предмет в нем самом, как он

действительно есть, и воспроизводить его в его собственной правде. Я позволю

себе только высказать мнение, что эта способность опять-таки гнездится в

глубинах русского духа. Едва ли не воспитывается она в русском народе самым

общинным и хоровым строем его жизни, мало благоприятствующим развитию

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(C) 2009 Электронные библиотеки