Электронная библиотека

искренний и цельный мастер-художник, только (говоря поэтической метафорой)

жрец чистого искусства, никаких задач вне искусства не знающий, но притом с

живой русской душой, мог совершить такой великий исторический общественный

подвиг. Пушкин как художник стоит уже не на относительной, а на абсолютной

высоте, не подлежа сравнению ни с каким иностранным поэтом, не как "наш

Гораций", "наш Парни" или наш Байрон", а сам по себе, как Пушкин. Правда

русской народности могла завоевать себе всемирное гражданство в искусстве

только через безусловную в самой себе правду искусства. И именно потому, что

Пушкин был служителем чистого, т<о> е<сть> искреннего в себе самом

искусства, не обращал поэзию у_м_ы_ш_л_е_н_н_о в орудие разных предвзятых

идей и теорий, ни политических, ни социальных, не сузился в доктринера, не

ставил себе внешнею целью "пользу", не послушался толпы сторонников грубого

утилитаризма, а неуклонно слышал в душе своей иной божественный голос: "не о

хлебе едином жив будет человек", - т_о_л_ь_к_о п_о_т_о_м_у и явился он таким

беспредельно п_о_л_е_з_н_ы_м общественным деятелем. Да, потому именно и

стало велико и бессмертно историческое дело Пушкина, что он мог с полной

искренностью и полным правом сказать о себе:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв... {8} -

Какой еще "пользы" нужно? Да ведь такие стихи, такие звуки -

благодеяние!

Не совершил бы Пушкин своего подвига, сказал я, если б он не был

цельный художник с живою русскою душою. Эта русская стихия видится мне не в

одном только русском языке, доведенном Пушкиным до изумительного

совершенства, силы, образности и мужественной красоты, и не во внешнем

только содержании его некоторых творений, но еще более во внутренних

сторонах его творчества. Вообще можно лишь удивляться, каким образом, при

его французском воспитании дома и в лицее, при раннем, к несчастию,

растлении нравов, обычном в то время вследствие безграничного господства в

русском обществе французской литературы XVIII века; при соблазнах и

увлечениях света, - мог не только сохраниться в Пушкине русский человек, но

и образоваться художник с таким русским складом ума и души, с таким притом

глубоким сочувствием к народной поэзии - в песне, в сказке и в жизни?..

Внешнюю разгадку этого явления следует искать, прежде всего, в деревенских

впечатлениях детства и в его отношениях к н_я_н_е. Но и няня и детские

впечатления деревни таились тогда в воспоминаниях почти каждого отъявленного

отрицателя русской народности, так что такая русская бытовая черта в поэзии

Пушкина является уже сама по себе нравственною его заслугою и оригинальною

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(C) 2009 Электронные библиотеки